Аццкое злище и Райское добрище (jazztiz) wrote,
Аццкое злище и Райское добрище
jazztiz

Category:

Italo Disco: Как это было.

Культурологическое эссе

В конце 70-х в танцевальной поп-музыке образовался некий застой – стало понятно, что на одних диско-ритмах далеко не уедешь. Именно в то время именитый итальянский диско-продюсер Джорджио Мородер, работая в Германии, изобрел так называемое space disco – попросту то же самое, только с обильным использованием синтезаторов.

- Усатый Мородер наделал шороху в электронной музыке.


Это явление само по себе стало «бикфордовым шнуром» для рождения целой плеяды жанров. Соответственно, если андеграунд так реагирует, то что же делать поп-музыке? Так и получилось, что итало диско вместило в себя андеграундные жанры, сильно упростив. От «волны» и синтпопа - романтическое настроение и мелодику, от электропопа - технологии и аранжировки – получился коммерческий мегамутант. Таким образом, итало стало первым в истории музыки эклектичным поп-стилем, модной тенденцией. В 90-х это будет евродэнс. В 2000-х – то что мы называем «музыкой бенни бенасси».

Немалую роль в становлении жанра сыграли и технологии. Синтезаторы стали чуть более доступными простому люду, а цифровые технологии сделали электронную музыку более «удобоваримой» для слушателя-обывателя. Кроме того, на становление стиля сильно повлияла экономическая ситуация. В то время доллар в Италии стоил слишком дорого, что отрицательно сказалось на импорте аудиопродукции. Именно этот вакуум и породил становление особого «локального» жанра. И за какие-то 2-3 года он буквально выкристаллизовался в отдельную мэйнстримовую поп-культуру со своими канонами. Парадокс – популярности итало-диско в США способствовала … их нелюбовь к диско! Попросту их забодало, что поп-музыку делают негры и геи и даже была волна протеста под кодовым названием Disco Sucks.


Американские бейсбольные болельщики раскромсали остатки диско-записей в 1979 году, расчистив поле для итальяшек.

Так или иначе, но итало, в конечном итоге, не имело отношение ни к диско, ни к Италии. Стали появляться коллективы в Германии (The Twins, Boytronic, Modern Talking, Bad Boys Blue, Silent Circle), в Австрии (Joy), в Испании, Канаде, США и даже в России (правда, с опозданием – Мираж, Звезды, Ласковый Май).

«Музыка умерла, когда появился Modern Talking» - эти слова как нельзя точно отражают разлагающее действие итало-диско на музыкальную культуру в целом. Ранее слово «продакшен» было вспомогательным, а в солнечной Италии начала 80-х оно стало чуть ли не основным. Появилось понятие «фирменный звук» и к нему стремились все, кто хотел быть коммерчески успешным.

«Было что-то панковское в записях того времени, продакшен был дешевым, а акцент чудовищным!» - Нейл Теннант, Pet Shop Boys.

Хитрые итальяшки довольно мигом раскусили причину быстрого успеха – надо взять драм-машину, два синтезатора, девчонку посмазливее, текст «ай лав ю», навязчивую мелодию … соединить это вместе, снять секси-клип, где девчушка будет кривляться – и всё! Диски продавались гигантскими тиражами! А выпускались со скоростью света! В погоне за деньгами продюсеры поступали и не совсем красиво.

«Гамплиеро, директор Materiali Sonori, заставил меня сделать несколько диско-треков, потому что мы оба были банкротами. «Мы сделаем легкие деньги на диско. Просто сделай бочку на 4/4 и ты продашь 10000 копий!». Я работал на дешевом оборудовании. И результатом была песня Problemes D’Amour» - Маурицио Дами (Alexander Robotnick)

Например, многие удачно записанные треки (к примеру, с басом или барабанами) продавались на пленках, тем более что «фирменные итало-диско-барабаны» (oberheim dmx, simmons sds и особенно атомный linndrum) – были дорогим удовольствием. Это привело к тому, что половина треков того времени просто были близнецами.

Во-вторых, наряду с обычным мелодическим плагиатом, появились такие понятия, как «плагиат продакшена» и «плагиат аранжировок» - многие вспомогательные мелодии, рисунки, фразы и приемы просто клонировались – такого массового самоплагиата не наблюдалось ни в одном жанре. Всмпомните хотя бы это вездесущее «оуо-о!».

Ну и последнее порождение нерадивых продюсеров – это использование чужих голосов. Те скандалы в СССР с группами «Мираж» и «Ласковый май» - были просто отголосками того, что творилось с итало-диско в Европе. Доходило до маразма. Одна и та же песня выпускалась разными артистами под разными названиями. Над альбомом работало по 3 соло-вокалиста, а рот открывал четвертый (Den Harrow и прочие). Один видеоклип снимался сразу на две песни. Над песней работало невообразимое количество «композиторов» и «поэтов», такое ощущение что каждый вставлял туда по букве или ноте.


Прототип Глюкозы - Звезда того времени Den Harrow вообще не умел петь.

Несмотря на «обратную сторону», несомненно, у итало были позитивные и забавные моменты. Такого количества синтпоп-хитов не выходило ни в одну эпоху. Это просто было раем для поклонников электронной музыки. Поп-язык упростился до уровня , став понятным и простым для исполнения всеми желающими. Все песни были на три темы – про «любовь», про «космос» и про «роботов». Электронной музыке было суждено стать популярной – и это, наконец, случилось!

- хитмейкер Savage вошел в историю мировой поп-музыки с хитами Dont'Cry Tonight, Only You и пр.


Tags: muzax
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments